Атомная подводная лодка К-52
Историческая справка

   Третья серийная атомная подводная лодка (АПЛ, cубмарина, submarine) первого поколения проекта 627А (заводской № 283), тактический номер - К-52 (по классификации НАТО "Ноябрь") была заложена на стапеле "Северного машиностроительного предприятия" г. Северодвинск 15 сентября 1959 г., спущена на воду 28 августа 1960 г., после проведения государственных ходовых испытаний сдана Военно-Морскому флоту 10 (23) декабря 1960 г. и включена в состав Северного флота.

   Атомная подводная лодка К-52 прослужила в строю Военно-Морского флота более 25 лет. Атомная подводная лодка К-52 была выведена из боевого состава ВМФ в июне 1986 г. и передана на утилизацию.

   За этот период экипажи успешно совершили 11 боевых служб, 4 подледных плавания под паковыми льдавми Северного Ледовитого океана, многократные походы на учения Северного Флота и Военно-Морских Сил Варшавского договора, походы для обеспечения различный научных испытаний и обеспечения боевой подготовки Северного Флота.

   Общая продолжительность нахождения атомной подводной лодки К-52 за весь срок ее службы в море 26366 часов (3 года). Это больше любой атомной подводной лодки 627А проекта.

   За этор время подводная лодка прошла 236804 мили (438561 км; для сравнения - расстояние от Земли до Луны 384400 км.).

   За этот период не по вине экипажей было все: провал на предельную глубину, радиационные аварии, пожары, поступление забортной воды во внутрь прочного корпуса на глубине. Было и столкновение под водой на одной из боевых служб в Средиземном море с ПЛАРБ "Мэдисон" ВМС США. НО из любых передряг все экипажи атомной подводной лодки К-52 выходили со щитом, а не на щите.

   Первый командир атомной подводной лодки К-52 - капитан 2 ранга Рыков Валентин Павлович

Первый командир АПЛ К-52 Рыков В.П.В лице своего первого командира В.П.Рыкова К-52 дала ВМФ удивительную личность. Он и сегодня – известный и авторитетный среди командиров атомных подводных лодок подводник, а его звезда Героя Соцтруда свидетельствует о том, что это не случайно. В.П. Рыков был исключительно решительным и, можно сказать, отчаянным командиром. Вероятно, поэтому К-52, привлекавшаяся практически ко всем учениям, всегда устраивала командование, если требовалось послать атомоход в море. Принятие такого решения не всегда было простым. Талант подводника у Валентина Павловича проявлялся в умении идти на оправданный риск для достижения результата и решения поставленной задачи в кратчайший срок. Такие качества в полной мере он проявил, уже будучи заместителем командира 3 дивизии атомных подводных лодок, при приеме задач на атомоходах, вступавших в состав дивизии после окончания постройки. Но особенно это достоинство проявилось после перевода его с Севрного Флота в ленинградскую группу постоянной комиссии Государственной приемки кораблей ВМФ. В должности старшего уполномоченного постоянной комиссии В.П.Рыков принял от промышленности, пожалуй, наибольшее количество атомных подводных лодок , более чем кто-либо другой - всего 26 кораблей разных модификаций. При этом принятые им корабли, как правило, не имели впоследствии каких-либо недоделок, недосмотров по вине Госкомиссии.
   Думается, это не случайно. Именно в должности «испытателя» новых кораблей Валентин Павлович проявил величайший профессионализм и умение почувствовать атомоход в начале его плавания и дать ему зеленый свет на десятилетия службы. И в связи с этим совершенно объективно, что капитану 1 ранга В.П.Рыкову – единственному за всю историю нашего флота командиру атомной подврдной лодки – за прием кораблей в состав ВМФ было присвоено звание Героя Социалистического труда.

   Первый командир электромеханической боевой части атомной подводной лодки К-52 - капитан 3 ранга Панов Володар Владимирович. Первый командир БЧ-5 АПЛ К-52 Панов В.В.

   Экипаж первым осваивал Арктику под паковыми льдами в апреле 1961 года, первым ушёл в автономное плавание в Атлантику, но был возвращён из-за радиационной аварии, произошедшей на атомной подводной лодке "К-19" 4 июля 1961 года. За многолетнюю службу корабля было всякое - и радиационные аварии, и провалы за предельную глубину, и поступление забортной воды в прочный корпус корабля в подводном положении, и пожары, и столкновение с подводной лодкой ВМС США под водой во время одной из боевых служб в Средиземном море. Иногда небо казалось в овчинку. А сколько устранялось неисправностей - не перечесть. И всегда личный состав корабля выходил победителем. Воля, отвага, чувство локтя товарища и знания - сила!

    Атомная подводная лодка "К-52" за службу четырежды завоёвывала приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам, занимала 1 место на Северном флоте по выполнению задач разведки. Во время одной из боевых служб в Средиземном море экипаж обнаружил ударный авианосец "Эссекс" вероятного противника и 5 - 6 раз выходил на него в учебную торпедную атаку. Подводная лодка обнаружена не была. Это верх мастерства и доблести экипажа. Утопив во время войны такую громадину с массой разведывательных и ударных самолётов, корабль полностью и даже с избытком оправдал бы затраты на своё строительство и вошёл бы в анналы истории страны как корабль, экипаж которого совершил подвиг. Вот почему члены экипажей всех поколений единодушны во мнении, что атомная подводная лодка "К-52" заслуживает почётного звания "Доблестная К-52".

    Многие офицеры, в различные годы служившие на "Доблестной К-52", достигли больших успехов в службе, награждены орденами и медалями Родины, 6 офицеров стали адмиралами. Это вице-адмиралы И.Ф. Аликов, О.В. Бурцев, Л.М. Сальников и В.М. Храмцов, контр-адмиралы В.И. Заморев, Н.Н. Неупокоев. Наш первый командир В.П.Рыков был удостоен звания Героя Социалистического труда.

    Неумолимо течёт время. Иных уж нет, а те далече. Очень устал корабль. Пора на покой. В июне 1986 года корабль переведён в бригаду отстоя (сдан в ОФИ). В августе 1996 года у корабля извлечены два сердца (активные зоны ядерных реакторов), а 30 января 1997 года корабль разделён на модули. Так случилось, что руководил разделкой корабля на модули бывший командир дивизиона движения БЧ-5 одного из экипажей атомной подводной лодки "К-52" В.В.Леонов. Из всех экипажей нашей лодки ему было тяжелее всего. Сейчас модуль корабля в составе 4 отсеков находится на вечной стоянке в Сайда-губе. Что тебе снится наша "Доблестная К-52"? Наверное светлое время, когда твой металл пойдёт на рождение более совершенного и грозного корабля с таким славным экипажем, какой был у тебя. Может быть это будут внуки или правнуки бывших твоих моряков. Они будут такими же отважными и доблестными. Тогда они смогут сказать: "Кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!".



Hosted by uCoz